Главная - Научные проекты и гранты - Негумбольдтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры

Негумбольдтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры

28 мая 2018

Термин “негумбольдтовские зоны обмена” в названии проекта – неологизм авторов, который только предполагается ввести в научный оборот. Этот термин обладает определенной долей многозначности (подобно терминам “постгумбольдтовские” или “трансгумбольдтовские”), которая обязана поисковому характеру проекта и необходимости обозначить и концептуализировать особый новый тип коммуникативных реалий на самом переднем крае научно- философских исследований. В частности, цель проекта состоит в решении комплексной проблемы рассогласования между фундаментальными потребностями научно-технического развития и дефицита новой научной инфраструктуры, отвечающей современным социально-экономическим икультурным тенденциям. На данный момент в обществе существует ярко выраженная потребность в высококвалифицированных ученых и инженерах. Развитие современной науки требует увеличения использования потенциала общества. Одновременно в современных российских рыночных реалиях снижается уровень престижа интеллектуальной деятельности. Налицо также острое противоречие, с одной стороны, между растущей специализацией и дифференциацией наук и, с другой, – обыденным сознанием, которое не успевает осваивать достижения науки. Как внутри научного сообщества, так и вне научной среды не сформированы новые мировоззренческие ориентиры и не описаны способы их сближения и возможной интеграции. Это приводит к увеличению рисков, связанных с возникновением техногенных катастроф, возможному росту фундаменталистских настроений в обществе. Кроме того, новые медиа и интернет заставляют переосмыслить образ классического университета, оказавшегося, с одной стороны, между динамической инфраструктурой современного общества с его прагматической ориентацией, а с другой, – пониманием необходимости пересборки самого процесса научной профессионализации и систематизации информации. Все эти тенденции указывают на необходимость преодоления опасных разрывов между наукой как социальным институтом и современным обществом; на необходимость создания новых механизмов интеграции науки в культуру и социум для обеспечения условий кадрового воспроизводства науки и создания новых социально-гуманитарных технологий. В современных условиях особенно актуальным становится вопрос о механизмах, позволяющих осуществлять междисциплинарные научные исследования, трансляцию полученных новых знаний в общество при помощи университетского образования и различных научных институций; особую актуальность приобретает вопрос о формировании общего видения достижений науки в рамках научного сообщества и общественного сознания в целом.

В настоящее время интернет,общественные организации, мультимедийные проекты берут на себя функции, которые позволяют внедрить научные идеи в «дилетантские» круги и частично решают задачу согласования научных и вненаучных образов реальности. Однако формирование такого рода«моста интерпретаций» происходит спорадически, бессистемно и стихийно. Эти разрозненные кросс-культурные платформы и социальные практики не позволяют создать универсальный инструмент, социальную технологию, которая бы позволила решить проблему кадрового воспроизводства научного знания, повысить уровень взаимодействия широких масс и научных институтов. Современные исследования формирования нового междисциплинарного знания базируются на концепции «зон обмена» как пространства согласования деятельности и убеждений различных научных групп, как за счет совместной деятельности, так и при помощи формирования общего локального языка, который в дальнейшем может быть институциализирован как новая научная область (см. работы П. Галисона, Г. Коллинза, М. Гормана, П. Тагарда и др). При этом вопрос о внешних зонах обмена, обеспечивающих взаимодействие между учеными и иными социальными акторами, практически не ставится. Внешняя инфраструктура науки обычно рассматривается либо в рамках анализа механизмов внедрения и использования различных научных и технологических достижений, либо в рамках социальных практик (исследовательская программа в области исследования науки и технологий Б. Латура и Дж. Ло), либо – на языке стратегии«расширения» роли университета как предпринимателя, производящего знание, – стратегии, основанной на анализе социальной истории университета (см., к примеру, исследования С.Фуллера). Очевидно, что рассмотрение внешней инфраструктуры науки в этом ключе позволяет проанализировать вопрос о том, каким образом наука взаимодействует с обществом и каким она его «видит». Однако новые социальные условия ставят вопрос и о том, как общество «видит»науку, как сделать образ науки привлекательным для общества, как перебросить между ними«мост интерпретаций», позволяющий взаимодействовать различным социальным группам, как связанным с наукой, так и далеким от неё.

В качестве одного из возможных решений этой проблемы предлагается применить концепцию «зон обмена» к анализу взаимодействия между научными и вненаучными социальными акторами; провести анализ деятельности университета как «зоны обмена» особого типа; использовать подходы социального проектирования для описания механизмов создания и функционирования «зон обмена» нового типа, ориентированных на формирование позитивного образа науки, а также вовлечение людей в научную деятельность и создание механизмов для конструирования среды профессионально-непрофессиональной коммуникации. Результаты проекта позволяют конкретизировать идею научной коммуникации, выявить ее синхронные и диахронные типы, прогнозировать, проектировать и конструировать ее перспективные организационные формы, а также сформулировать рекомендации для научной политики. Полученные результаты будут опубликованы в серии статей для высокоцитируемых журналов, в монографиях и на электронных ресурсах, апробированы на международных российских научных мероприятиях.

Мероприятия в рамках реализации проекта

Публичная лекция Стива Фуллера (University of Warwick; Lobachevskiy State University) «Столетие после« Науки как призвания и профессия»: чтобы Вебер думал о нас сейчас?» в Точке Кипения Университета Лобачевского в рамках реализации проекта РНФ № 18-18-00238 «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры»

Видеозапись

31 октября 2019 года в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) в рамках реализации проекта РНФ № 18-18-00238 «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры» состоялась Вторая научная конференция «Зоны обмена: идея и технологии».

Видеозапись

13 февраля 2019 года в рамках городского научно-теоретического семинара «Философия в эпоху перемен», проводимого кафедрой философии, состоялось заседание на тему: «Зоны обмена в науке: идеи и комментарии». Докладчики: Касавин И.Т., Масланов Е.В., Самостиенко Е.В., Шибаршина С.В..

Видеозапись

23 ноября 2018 года в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) в рамках реализации проекта РНФ № 18-18-00238 «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры» состоялась научная конференция «Зоны обмена: идея и технологии».

Видеозапись

Публичная лекция Стива Фуллера (University of Warwick; Lobachevskiy state university) в Парке науки ННГУ в рамках реализации проекта РНФ № 18-18-00238 «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры»

Видеозапись

Семинар-собрание “Негумбольтовские зоны обмена” в рамках работы по гранту РНФ тема 18-18-00238

Видеозапись

25 октября 2018 года в рамках городского научно-теоретического семинара «Философия в эпоху перемен», проводимого кафедрой философии, состоялось заседание на тему: «Как возможна этика науки? Честность, целостность и общественное благо», докладчик заведующий сектором социальной эпистемологии Института философии РАН, доктор философских наук, член-корреспондент РАН, профессор Илья Теодорович Касавин.

Тезисы доклада

Видеозапись

25 мая 2018 года в рамках городского научно-теоретического семинара «Философия в эпоху перемен», проводимого кафедрой философии, состоялось заседание на тему: “Прото-мегасайенс: переводы интересов в зоне обмена”, докладчик Пронских Виталий Станиславович, к.ф.-м.н., научный сотрудник Национальной Ускорительной Лаборатории им. Ферми (Батавия, США) и Объединенного Института Ядерных Исследований (Дубна).

Тезисы доклада

Видеозапись

Все новости